АНТОН ДОЛИН. «ЛАРС ФОН ТРИЕР. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. АНАЛИЗ, ИНТЕРВЬЮ. ЛАРС ФОН ТРИЕР. ДОГВИЛЛЬ. СЦЕНАРИЙ»
Первая книга о датском режиссере Ларсе фон Триере была опубликована в России только в 2004 году. Поздновато, учитывая то, что фигура скандального и известного кинематографиста была широко известна еще в начале девяностых годов. Труд двукратного лауреата премии Гильдии киноведов и кинокритиков, выпускника филологического факультета МГУ, Антона Долина, объемом в 400 страниц – довольно смелая попытка раскрыть общественности грандиозную, спорную и таинственную личность кинематографии.
Автор книги избегает творческой последовательности Триера и не рассматривает ступенчато каждую картину популярного режиссера. Уже просматривая заглавие, становится ясно, что Антон Долин, изучив весь творческий путь датского скромника, пытается в своей работе разобрать, подчеркнуть и подвергнуть анализу детальные аспекты лент независимого режиссера-эксцентрика. Сам автор пишет, что детального анализа фильмов фон Триера в книге нет, ведь слишком многогранны и глубоки представленные общественности кинематографические произведения Ларса. Их интерпретация зависит от сугубо личных собственных качеств, ведь датский провокатор затрагивает щепетильные вопросы моральных ценностей и устоев. На самом деле, анализ в работе Долина присутствует, и может он не настолько глубок, как хотелось бы самому дотошному читателю, но изначально представляет интерес, ведь даже одна смелая идея осветить творчество такой противоречивой, но грандиозной фигуры нынешнего кинематографа, заслуживает похвалы.
Книга состоит из шести глав и переведенного на русский язык сценария самой популярной картины Ларса «Догвилль». В каждой главе представлены краткие интервью не только фон Триера, но и многих режиссеров и актеров, с которыми он работал, и даже сценариста фильмов-догм Андерса Томаса Йенсена. В первой главе Долин обращается к биографии Триера и выискивает в многочисленных интервью режиссера личную информацию о нем, которая скрыта от общественности и представляет собой синтаксическую конструкцию, состоящую из кратких невразумительных ответов, которые могут даже содержать в себе ироничную выдумку. Собирая воедино не столь обширный материал, автор книги в предыстории склоняется к творчеству любимых режиссеров фон Триера, и, сопоставляя работы Бергмана, Дрейера и Тарковского с жизненными идиллиями Ларса, пытается найти их общие черты, заимствованные элементы и подходы.
И если в третьей главе автор пытается хоть как-то разобрать ленты Триера на составные части и дать каждой характеристику, то вторая глава больше похожа на быструю пробежку по творчеству режиссера без занимательных выводов со скользкими суждениями. Тех, кто в недостаточной степени знаком с творчеством датского эксцентрика или слегка его подзабыл, грубо скомплектованные абзацы введут в заблуждение, а авторская мысль быстро растворится среди большого количества грубо поданного материала. Текст превращается в разговор с самим собой, и стоит запастись терпением, чтобы в следующей главе окунуться в щепетильный анализ работ актеров, операторов, декораторов, композиторов, и даже оформление титров не ускользает от внимания автора.
Книга начинает подстраиваться под читателя в середине, когда Антон Долин разбирает манифест «Догмы» и не столь широкий для творчества Триера «догументализм», для которого, также существует негласный манифест и правила. Возвращается к расщеплению фильмов автор в «Азбучных истинах», где пытается вынести отдельно главенствующие сценарные элементы картин, и не столь глубоко, но детально их разобрать. Бог, гангстеры, добро, любовь, смерть, расплата, эгоизм и многое другое, дотошно, но последовательно выдирается из фильмов и медленно прокручивается для рассмотрения.
Кажется, что конца этому не будет, когда автор книги начинает копать не в ту сторону, указывая, что даже юмор и яблоки являются не самыми последними деталями в творчестве режиссера, а это уже попахивает и абсурдом. Хотя никому не запретишь трактовать фильмы Триера так, как он их видит, но складывается ощущение, что автор слепо ведет читателя за собой, не давая ему времени остановиться и оглядеться по сторонам.
В последней части книги, автор отдаляется от творчества Триера и рассматривает «Догму» и ее влияние на развитие датского кинематографа. Занимательны страницы не столь известной кинематографии Дании и упоминание студий этой малой страны. Шестая глава уже больше похожа на историческую справку, в которой нет места суждениям, отчего она отличается от всей книги в лучшую сторону, ведь собранный материал не столь широк, и заинтересует почти каждого любителя и ценителя европейского кино. Ну а завершает свою книгу автор сценарием «Догвилля», который только увеличивает объем книги, и является ненужным дополнением.
И как бы снисходительно не смотреть на первый литературный российский труд о провокационном режиссере, не удается закрыть глаза на явные недочеты, извилистые суждения и даже встречающиеся противоречия. Отдельно вырванные главы и интервью не дадут забыть работу кинокритика после прочтения, и лучше эти страницы далеко не прятать, когда появится необходимость разобрать интересующие вопросы о творчестве режиссера и самостоятельно попытаться проанализировать его столь многогранные, щепетильные ленты.
Дмитрий Фролов