Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Отцы и дети: Сабрина (1954/1995)
Автор: Александр КолесниковДата: 30.09.2018 04:22
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Истории преображения гадкого утёнка в прекрасного лебедя не теряют интереса для интерпретаторов и когда оригинальный фильм – классика. Воспоем осанну смелости или закидаем тухлыми помидорами?


САБРИНА (SABRINA)
1954, США, 113 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Билли Уайлдер
В ролях: Хамфри Богарт, Одри Хепберн,
Уильям Холден, Уолтер Хэмпден,
Джон Уильямс, Марта Хайер
САБРИНА (SABRINA)
1995, Германия-США, 127 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Сидни Поллак
В ролях: Харрисон Форд, Джулия Ормонд,
Грег Киннир, Нэнси Марчанд,
Джон Вуд, Фанни Ардан

Картина 1954 года от создателя культового фильма «В джазе только девушки» закрепила за Одри Хепбёрн статус самой многообещающей звезды Голливуда. Совсем юная по актёрским меркам девушка грандиозно справила римские каникулы и перекочевала в образ безродной простушки, дочери шофёра на службе мультимиллиардеров Лэрраби. В этом семействе достаток сочетался с расточительством, а предприимчивость с эпикурейством. Первое направление обеспечивал старший брат Лайнус, вторым занимался младший – Дэвид. Один олицетворял типаж черствого бизнесмена, другой был стереотипным дамским любимчиком. О ком в бешеной пляске билось сердце молоденькой Сабрины – гадать не нужно, и до того настрадалась в подглядывании за чужими раутами девчонка, что с горя надышалась выхлопными газами, едва не испустив дух. Пришлось заботливому отцу от греха подальше спровадить дочь на кулинарное обучение в Париж. Оттуда двумя годами позже вернулась не прежняя замарашка, а изысканная красавица – неизбежная королева любого бала, очередное наваждение гуляки Дэвида и головная боль циника Лайнуса. Возвращение Сабрины грозит расстроить выгодную свадьбу младшего, и старшему приходится брать дело в свои руки.

Ремейк 1995 года в общих чертах повторяет сюжет оригинала. Амплуа расцветающей скромницы досталось Джулии Ормонд, в том же году исполнившей самую известную свою роль – королевы Гвиневры в «Первом рыцаре» с Шоном Коннери и Ричардом Гиром. Сабрина в её исполнении получилась совсем другой, нежели у Одри, но преображение по-своему также значительно. На смену серой мышке в безвкусных очках пришла горделивая красотка с модным фотоаппаратом наперевес. Кухонные изыски, по мнению режиссёра Сидни Поллака, исчерпали актуальность, в то время как дерзость и раскрепощенность – идеальные добродетели для мало в чём изменившегося относительно классического варианта семейства Лэрраби. Вновь Дэвид забывает о своем высшем предназначении взять в жёны наследницу технологий, и снова Лайнус вынужден оперативно разруливать ситуацию.

В обеих ипостасях «Сабрине» повезло на актёрские ансамбли. Как Одри Хепбёрн, так и Джулии Ормонд достались выдающиеся партнеры. Хамфри Богарт и Харрисон Форд – требуются ли пояснения относительно возможностей достойных джентльменов? Только одно разве что. Лайнусы у обоих получились весьма схожими, и отдать предпочтение кому-то одному сложно. Лёгкая саркастичность великого Боги сполна уравновешивается непривычной сухостью старины Форда, в котором невозможно признать ни Хана Соло, ни Рика Декарда, ни Индиану Джонса. Вопрос вкуса, кто их них больше крут, короче говоря. С Дэвидами ситуация аналогичная, и тут преемник Грег Киннир даже переигрывает статусного Уильяма Холдена, по возрасту больше подходит на роль взбалмошного повесы. Опять же, оба хороши, и сравнение двух фильмов по мужскому принципу приводит к закономерному знаку равенства.

Увы и ах, но его нет в отношении виновниц торжества. Да простят автора этих строк преданные поклонники госпожи Ормонд, но как актриса она достаточно средняя, и ставить её в один ряд с несравненной Одри Хепбёрн дело безнадёжное. Даже если оставить в стороне лицедейскую иерархию, а переключиться на обыгрывание конкретного образа, то разница окажется ещё более заметной. Ну не смотрится тридцатилетняя Джулия (на вид ей вообще под сорок) в невинном образе, когда у нее, простите, на лбу отпечатаны многочисленные похождения. И это не осовремененная Сабрина, понятная зрителю нового поколения, а весьма стандартная девица определённого сорта, с которыми многие хотели бы провести ночь, но уж точно не связывать судьбу. Такой «лебедь» летает очень низко, огорчая скукой нарядов и спорностью имиджа. А стоит вспомнить в этой же роли ангельски прекрасную двадцатипятилетнюю Одри, как приговор автоматически приводится в исполнение.

В биографии Хепбёрн также встречались несвойственные по натуре героини, исполнять которые было тем еще испытанием. Характерный пример – Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани». Актриса сама признавалась, сколь непросто было ей, как интроверту, примерять образ легкомысленной охотницы за кошельками. В итоге справилась, заслужила почёт и уважение, а у Ормонд не было ни шанса, в чём можно только посочувствовать. О многом говорит парижская сцена, где вчерашняя тихоня набирается любовного опыта. Дабы соответствовать свободным нравам, не иначе. Слов нет, без этого на самом деле, видимо, никак, но чем тогда стремительно заматеревшая Сабрина лучше многочисленных предшественниц у Дэвида? О вкусах не спорят, но интеллигентная Лорен Холли в роли богатой невесты гораздо интереснее и обставляет Ормонд по всем параметрам. В паре с красавцем Фордом Джулия ещё худо-бедно смотрится, но такой союз абсолютно зауряден и непримечателен, что наносит сильный удар по самому фильму.

Жанровый и примыкающий к нему композиционный вопросы – определяющие в расстановке двух версий по местам. Чем является лента Билли Уайлдера? Очень лёгкой романтической комедией с ослепительным ретро-шармом. Можно спорить, насколько органичным вышел тандем юной Хепбёрн и великовозрастного Богарта, но сам фильм обладает мощнейшим оптимистическим зарядом. Трогательная киносказка не замыкается на необходимости достоверной передачи нравов эпохи. Прежде всего, она рассказывает историю, где любовь выше предрассудков, а вынужденное взросление не рушит обаяние девичьей молодости.

Против фильма Поллака растянутый хронометраж. Два часа для мелодрамы с заурядным сюжетом – слишком много. Лента буквально утопает в малозначимых деталях, при этом упускает из виду главное: притягательность Сабрины. Из Ормонд сделали глянцевую пустышку, каких в редакции журнала Vogue и без того хватает. В чём уникальность конкретной особы, за фильм примерившей лишь одно платье, а остальное время козыряющей в брюках свободного покроя? Если стояла задача приблизить классический образ под актуальную моду, то почему совершенно упустили способность быть соблазнительной и желанной? Ещё раз: Джулия – симпатичная и по-своему интересная, но у Сабрины в её исполнении нет изюминки, она сера и клиширована. Обычная героиня рядовой мелодрамы, не более того. Для конкурентоспособности с одной из лучших картин в жанре этого слишком мало.

Посмотреть для целостного впечатления можно обе версии. Каждая принадлежит своему времени, каждая удалась, и в каждой есть достоинства. Но спор за большую целостность предсказуемо оканчивается победой классической «Сабрины». Она воистину бессмертна, всегда молода, свежа и элегантна. Как и Одри Хепбёрн, в дальнейшем ещё возвращавшаяся к такому образу в картине «Забавная мордашка». К ней, кстати, у Поллака имеется любопытная отсылка: герой Форда сравнивает свои танцевальные навыки с теми, что имелись у Фреда Астера – король степа снимался как раз в «Мордашке». Маловажный, казалось бы, нюанс, но он подчёркивает несамостоятельность ремейка, который постоянно оглядывается на ленту-прародительницу и боится хоть с чем-нибудь начудить. Что ж, страх обоснованный. «Сабрина» 1995-го терпит поражение в схватке с предшественницей, но обещает оставаться интересной зрителю. И это, будем откровенны, ей наверняка удастся.

Александр Колесников
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 343 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio